Проект

         
   
Проект

               патриотического воспитания студентов через работу музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа

Шатилова С. Н., преподаватель
БПОУ РА  «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Обоснование актуальности проблемы. 

Горно-Алтайский педагогический техникум (ныне педагогический колледж) - первое среднее специальное заведение, открытое на территории Горного Алтая, которое сыграло огромную роль в развитии системы образования, в культурном строительстве, в формировании интеллигенции Ойротии. Педагогический техникум открыт в 1928 г., в годы беспросветной неграмотности. За 82  года существования учебного заведения в нем сложилась система воспитательной работы. Особое внимание всегда уделялось патриотическому воспитанию. В Национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью…».
Большие воспитательные возможности для формирования будущего гражданина и  воспитания чувства патриотизма у наших студентов имеет музей истории колледжа. Музей возник как результат совместной поисковой работы  студенческого и педагогического коллектива в 1972 году. В  витринах и стендах  - подлинные документы, фотографии, реликвии истории, все собранные материалы хранят память прошлого, передают ее как эстафету  молодому поколению, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Документальные факты ярко, доказательно и убедительно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать их, воскресить дела и поступки людей, дать им правильную оценку, выработать собственные взгляды и убеждения, формировать качества  нужные и полезные обществу и каждому гражданину.
Из широкого спектра направлений работы музея коллектив выбрал те, которые посвящены становлению и развитию первого в Горном Алтае педагогического учебного заведения. Деятельность музея направлена на  сбор, изучение, систематизацию, хранение и экспозицию документов и материалов, отражающих  историю Ойротского педагогического техникума - Горно-Алтайского педагогического училища – Горно-Алтайского педагогического колледжа, творческий труд нескольких поколений педагогов, судьбы выпускников.
            Музейная работа дает много  и студентам, и  преподавателям: она воспитывает и учит получать знания из самой жизни. С большим интересом и увлеченностью собирают они материал для своего музея, вкладывая в  этот труд   настойчивость, любовь, интерес и время. Для многих  из них  работа в музее становится школой  творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.  Большое воспитательное значение  имеет  освоение студентами  в процессе музейной деятельности  исторического прошлого учебного заведения, когда наполняется конкретным содержанием понятие связи поколений, формируются гражданские качества личности и качества будущего учителя. Углубленное знакомство студентов  с  историей учебного заведения, в котором они учатся, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания,  усиливает чувство любви к Родине и выбранной профессии.   Приобретенные во время поиска  и в ходе музейной работы  знания и навыки оказываются полезными и нужными для жизни. Участие студентов в сборе  и обработке материалов, создание экспозиции музея – все это становится той повседневной работой, во время которой  юноши и девушки  постигают на собственном опыте исследования  непреходящую значимость  истории малой и большой Родины, становление и развитие педагогического образования и единственного в Республике Алтай среднего специального педагогического учебного заведения.
            Многогранна и увлекательна жизнь  и воспитательная работа Г-АПК, в ней находится место  и работе музея. В музее педагогического колледжа студенты сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда. Педагоги выступают  в качестве консультантов студентов, а порой их старших коллег по совместной работе. Они тактично направляют творческий исследовательский  поиск студентов, поддерживают их активность, инициативу. Большое значение в музейной работе имеет умение педагогов общаться  со студентами. Общий интерес помогает скрепить коллектив, установить дружеские связи, сблизить педагогов с воспитанниками, что помогает  в воспитании  студентов.
            Музей ориентирует молодых людей на ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни и стратега своей судьбы. И цель педагога – развить у молодежи способность видеть  других людей, содействовать тому,  чтобы для студентов  было привычным ориентироваться на положительный пример, помочь им за предметами и вещами   обнаружить людей, человеческие отношения, открыть  их ценность с точки зрения человеческой жизни. Очень важна на сегодняшний день планомерная и систематическая работа музея, так как она расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя, формирует как будущего специалиста - учителя. Музейная работа помогает студентам и преподавателям познать историю  учебного заведения,   в котором они работают и учатся, помогает почувствовать себя членами большого  коллектива, имеющего славную историю. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность со своей историей. Это – фундамент общественного здания, опора его жизнеспособности. И в борьбе за будущее нашей страны может помочь учитель, если будет целенаправленно воспитывать гражданина и патриота. Преподаватели педагогического колледжа – учителя учителей, и поэтому перед ними стоит еще более сложная задача: не только формировать и развивать чувства патриотизма у наших студентов, но и заложить в них чувство необходимости в этом, чтобы они, в свою очередь, по цепочке, передавали его своим ученикам.
            Музейное движение со второй половины 90-х годов XX  века характеризуется устойчивым ростом и приобретает новые черты, продиктованные временем. Поскольку музей всегда является одним из очагов обогащения подрастающего поколения (дошкольников, учащихся, студентов) знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков, в нынешних условиях очень важна активизация его деятельности.
Цель проекта.
Разработать и апробировать программу патриотического воспитания будущих педагогов через совершенствование работы музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа.
            Задачи проекта.
1. Через краеведческий материал, изучаемый совместно со студентами, осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному городу, колледжу.
2. На конкретном, близком студентам  материале развивать у них:
§ интерес к историческим знаниям;
§ интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;
§ приобщать студентов к общественно-полезной работе, развивать их деятельность по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, а также организовывать шефство над героями войны и труда с целью воспитания уважения к подвигу старших;
§ вести летопись событий наших дней;
§ собирать воспоминания, сведения;
§ написать современную историю родного колледжа;
§ для стимулирования интереса к истории колледжа, родного края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин,  походов, экскурсий.
§ проводить на базе музея торжественные акции, посвященные дню Знаний, дню Учителя, дню защитников Отечества, дню памяти Б. Головина, дню Победы, дню рождения колледжа и другим памятным событиям в истории колледжа, нашей Родины.
            Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
1) разработка «Программы развития музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа (патриотическое воспитание через работу музея)»;
2) психолого – педагогическая  диагностика  по изучению  роли музея Г-АПК в воспитательно-образовательном процессе;
3) организация  работы кружка «Музейное дело»;
- Создание совета и актива музея.
- Сбор материалов и реставрация экспонатов.
- Создание экспозиций, разделов музея.
- Оформление интерьера музея.
- Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
- Организация группы экскурсоводов.
- Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».
- Выпуск рубрики «Находка» в «Нашей газете».
- Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов и др.

Рабочий план реализации проекта

Направление работы
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Организационная работа
Реклама кружка «Музейное дело»
сентябрь
руководитель музея
Формирование совета музея
Выбор председателя, заместителя.
октябрь
руководитель музея
Систематизация фондов музея



























1. Архивные документы
Постоянно, в течение года
председатель,
оформители, поисковики, фотограф
2. Фотоматериалы
Постоянно, в течение года

3. Видеоматериалы,  CD, DVD
в течение года
отв. за тех. средства, Попошев А. М., Пупков В. Ю.
4. Книги

в течение года
отв. за работу библиотеки,
5. Периодическая печать (о колледже, студентах, выпускниках, преподавателях)
в течение года
преподаватели
Г-АПК
6. Выпуск «Нашей газеты»
в течение года
Шубина Н. Б., редколлегия газеты
7. Летописи групп, отделений
в конце года
актив групп, кл.рук.
8. Отчёты
в конце года
кл.рук., зав отд.
9. Предметы
по мере
поступления

10.Технические средства
Проект «Мини-музей отделения»
1.     1. разработка положения о проекте
ноябрь-декабрь
руков.музея
2. этапы работы над проектом
февраль, март,
все группы отделений, совет отделения
2.     3. защита
3.     проектов
апрель
совет отделений
4.     4. смотр-конкурс «Лучший мини-музей отделения»
май (ко Дню музеев)
комиссия
Оформительская работа




обновление материалов стендов
по плану
фотограф, оформители
обновление и оформление альбомов, папок по темам
в течении года
совместно с преподавателями
составление презентаций
в течении года
руков., совет музея, преподаватели
Поисковая работа
1. Ведение летописи группы с 1 по 4 курсы.
1-4 курс
Кл.рук., актив группы
2. Поиск материалов о выпускниках, преподавателях, ветеранах
в течение года
отв. за поисковую работу
Экскурсионная работа 



1. написание текстов экскурсий
по темам, разделам
октябрь

экскурсоводы
2. учёба лекторов-экскурсоводов

по плану
руководитель, председатель музея
3. экскурсии по музею колледжа:

«История
Г-АПК»
сентябрь, неделя первокурсника
руководитель музея
- Моя профессия – самая лучшая (отделения);
октябрь
кл.рук., экскурсоводы
(к Дню Учителя.)
- «Преподаватели-участники ВОВ»
февраль
Кл. руков 2 курсов
- Памяти Б. Головина;
15 марта

 (1 курс ФО)
- для школьников школ города и Республики
в течение года
профориентация
Связь с другими музеями
1. Школьные музеи г. Горно-Алтайска (реклама)
ноябрь
совет музея
2. Посещение школьных и музеев,
декабрь, март, май
руков. шк. музеев
3. Посещение музеев ДОУ
апрель
зав. ДОУ, студенты дошк. отд.
4. Посещение музея им. А. В. Анохина (с целью учёбы актива музея)
ноябрь
сотрудники Республиканского музея
5. участие в конкурсе «Лучший школьный музей»
по плану орг. комитета
Шатилова С. Н.

            Участники проекта:
            Руководитель музея Г-АПК  Шатилова С. Н.
Студенты 1, 2, 3, 4 курсов дошкольного, школьного, школьно-алтайского, физкультурного отделений; преподаватели Г-АПК.
            Ожидаемые результаты.
            Проект служит:
- вовлечению в активную поисковую (исследовательскую) деятельность студентов и преподавателей колледжа;
- сохранению исторического наследия и использованию его в воспитании и формировании личности нового поколения студентов;
- повышению знаний истории, прошлого народа, родного края, учебного заведения;
- пополнению и обновлению экспозиций музея, развитию у студентов интереса к истории, исследованиям, к научной деятельности, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами.
           


Комментариев нет:

Отправить комментарий