Проект
патриотического воспитания студентов через работу
музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа
Шатилова С. Н.,
преподаватель
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Горно-Алтайский педагогический техникум (ныне педагогический колледж) -
первое среднее специальное заведение, открытое на территории Горного Алтая,
которое сыграло огромную роль в развитии системы образования, в культурном
строительстве, в формировании интеллигенции Ойротии. Педагогический техникум
открыт в 1928 г., в годы беспросветной неграмотности. За 82 года существования учебного заведения в нем
сложилась система воспитательной работы. Особое внимание всегда уделялось
патриотическому воспитанию. В Национальной доктрине образования РФ в качестве
приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования
призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и
обладающих высокой нравственностью…».
Большие
воспитательные возможности для формирования будущего гражданина и воспитания чувства патриотизма у наших
студентов имеет музей истории колледжа. Музей возник как результат совместной
поисковой работы студенческого и педагогического
коллектива в 1972 году. В витринах и
стендах - подлинные документы,
фотографии, реликвии истории, все собранные материалы хранят память прошлого,
передают ее как эстафету молодому
поколению, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.
Документальные факты ярко, доказательно и убедительно рассказывают о событиях
прошлого, помогают воссоздать их, воскресить дела и поступки людей, дать им
правильную оценку, выработать собственные взгляды и убеждения, формировать
качества нужные и полезные обществу и
каждому гражданину.
Из широкого спектра
направлений работы музея коллектив выбрал те, которые посвящены становлению и
развитию первого в Горном Алтае педагогического учебного заведения.
Деятельность музея направлена на сбор,
изучение, систематизацию, хранение и экспозицию документов и материалов,
отражающих историю Ойротского
педагогического техникума - Горно-Алтайского педагогического училища –
Горно-Алтайского педагогического колледжа,
творческий труд нескольких поколений педагогов, судьбы выпускников.
Музейная
работа дает много и студентам, и преподавателям: она воспитывает и учит получать
знания из самой жизни. С большим интересом и увлеченностью собирают они
материал для своего музея, вкладывая в
этот труд настойчивость, любовь,
интерес и время. Для многих из них работа в музее становится школой творческого труда и поиска, общественной
активности и гражданственности. Большое
воспитательное значение имеет освоение студентами в процессе музейной деятельности исторического прошлого учебного заведения,
когда наполняется конкретным содержанием понятие связи поколений, формируются
гражданские качества личности и качества будущего учителя. Углубленное знакомство студентов
с историей учебного заведения, в
котором они учатся, оказывает непосредственное воздействие на формирование их
жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания, усиливает чувство любви к Родине и выбранной
профессии. Приобретенные во время
поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и
нужными для жизни. Участие студентов в сборе
и обработке материалов, создание экспозиции музея – все это становится
той повседневной работой, во время которой
юноши и девушки постигают на
собственном опыте исследования непреходящую
значимость истории малой и большой
Родины, становление и развитие педагогического образования и единственного в
Республике Алтай среднего специального педагогического учебного заведения.
Многогранна и увлекательна
жизнь и воспитательная работа Г-АПК, в
ней находится место и работе музея. В
музее педагогического колледжа студенты сплачиваются вокруг общего дела,
получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда. Педагоги
выступают в качестве консультантов
студентов, а порой их старших коллег по совместной работе. Они тактично
направляют творческий исследовательский
поиск студентов, поддерживают их активность, инициативу. Большое
значение в музейной работе имеет умение педагогов общаться со студентами. Общий интерес помогает скрепить
коллектив, установить дружеские связи, сблизить педагогов с воспитанниками, что
помогает в воспитании студентов.
Музей ориентирует молодых людей на
ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни и стратега
своей судьбы. И цель педагога – развить у молодежи способность видеть других людей, содействовать тому, чтобы для студентов было привычным ориентироваться на
положительный пример, помочь им за предметами и вещами обнаружить людей, человеческие отношения,
открыть их ценность с точки зрения
человеческой жизни. Очень важна на сегодняшний день планомерная и
систематическая работа музея, так как она расширяет кругозор, формирует
гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя,
формирует как будущего специалиста - учителя. Музейная работа помогает студентам
и преподавателям познать историю
учебного заведения, в котором
они работают и учатся, помогает почувствовать себя членами большого коллектива, имеющего славную историю. Патриотизм
олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность со своей историей. Это –
фундамент общественного здания, опора его жизнеспособности. И в борьбе за
будущее нашей страны может помочь учитель, если будет целенаправленно
воспитывать гражданина и патриота. Преподаватели педагогического колледжа –
учителя учителей, и поэтому перед ними стоит еще более сложная задача: не
только формировать и развивать чувства патриотизма у наших студентов, но и
заложить в них чувство необходимости в этом, чтобы они, в свою очередь, по
цепочке, передавали его своим ученикам.
Музейное движение со второй половины
90-х годов XX века характеризуется устойчивым ростом и
приобретает новые черты, продиктованные временем. Поскольку музей всегда
является одним из очагов обогащения подрастающего поколения (дошкольников,
учащихся, студентов) знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и
формирования гражданских понятий и навыков, в нынешних условиях очень важна активизация
его деятельности.
Цель проекта.
Разработать и апробировать
программу патриотического воспитания будущих педагогов через совершенствование
работы музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа.
Задачи проекта.
1. Через краеведческий материал,
изучаемый совместно со студентами, осуществлять связь с окружающей обстановкой,
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному городу,
колледжу.
2. На конкретном, близком
студентам материале развивать у них:
§ интерес
к историческим знаниям;
§
интерес к изучению и сохранению собственной
культуры и языка, так и народа, живущего рядом;
§
приобщать студентов к общественно-полезной
работе, развивать их деятельность по охране памятных мест, памятников истории и
культуры родного края, а также организовывать шефство над героями войны и труда
с целью воспитания уважения к подвигу старших;
§
вести летопись событий наших дней;
§
собирать воспоминания, сведения;
§
написать современную историю родного колледжа;
§
для стимулирования интереса к истории колледжа,
родного края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение
конкурсов, викторин, походов, экскурсий.
§
проводить на базе музея торжественные акции,
посвященные дню Знаний, дню Учителя, дню защитников Отечества, дню памяти Б.
Головина, дню Победы, дню рождения колледжа и другим памятным событиям в
истории колледжа, нашей Родины.
Стратегия и механизм достижения
поставленных целей.
1) разработка «Программы развития
музея истории Горно-Алтайского педагогического колледжа (патриотическое
воспитание через работу музея)»;
2) психолого –
педагогическая диагностика по изучению
роли музея Г-АПК в воспитательно-образовательном процессе;
3) организация работы кружка «Музейное дело»;
- Создание совета и актива музея.
- Сбор материалов и реставрация
экспонатов.
- Создание экспозиций, разделов
музея.
- Оформление интерьера музея.
- Организация поисковой,
исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
- Организация группы
экскурсоводов.
- Введение операции «Поиск»,
«Ветеран», «Лучшая находка».
- Выпуск рубрики «Находка» в
«Нашей газете».
- Проведение семинаров,
конференций, акций, конкурсов и др.
Рабочий план
реализации проекта
Направление работы
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Организационная работа
|
Реклама кружка «Музейное
дело»
|
сентябрь
|
руководитель музея
|
Формирование совета музея
|
Выбор председателя,
заместителя.
|
октябрь
|
руководитель музея
|
Систематизация фондов музея
|
1. Архивные документы
|
Постоянно, в течение года
|
председатель,
оформители, поисковики, фотограф
|
2. Фотоматериалы
|
Постоянно, в течение года
|
||
3. Видеоматериалы, CD, DVD
|
в течение года
|
отв. за тех. средства,
Попошев А. М., Пупков В. Ю.
|
|
4. Книги
|
в течение года
|
отв. за работу библиотеки,
|
|
5. Периодическая печать (о
колледже, студентах, выпускниках, преподавателях)
|
в течение года
|
преподаватели
Г-АПК
|
|
6. Выпуск «Нашей газеты»
|
в течение года
|
Шубина Н. Б., редколлегия
газеты
|
|
7. Летописи групп, отделений
|
в конце года
|
актив групп, кл.рук.
|
|
8. Отчёты
|
в конце года
|
кл.рук., зав отд.
|
|
9. Предметы
|
по мере
поступления
|
||
10.Технические средства
|
|||
Проект «Мини-музей
отделения»
|
1.
1. разработка положения о проекте
|
ноябрь-декабрь
|
руков.музея
|
2. этапы работы над проектом
|
февраль, март,
|
все группы отделений, совет
отделения
|
|
2.
3. защита
3. проектов
|
апрель
|
совет отделений
|
|
4.
4. смотр-конкурс «Лучший мини-музей отделения»
|
май (ко Дню музеев)
|
комиссия
|
|
Оформительская работа
|
|||
обновление материалов
стендов
|
по плану
|
фотограф, оформители
|
|
обновление и оформление
альбомов, папок по темам
|
в течении года
|
совместно с преподавателями
|
|
составление презентаций
|
в течении года
|
руков., совет музея,
преподаватели
|
|
Поисковая работа
|
1. Ведение летописи группы с
1 по 4 курсы.
|
1-4 курс
|
Кл.рук., актив группы
|
2. Поиск материалов о
выпускниках, преподавателях, ветеранах
|
в течение года
|
отв. за поисковую работу
|
|
Экскурсионная работа
|
|||
1. написание текстов
экскурсий
|
по темам, разделам
|
октябрь
|
экскурсоводы
|
2. учёба
лекторов-экскурсоводов
|
по плану
|
руководитель, председатель
музея
|
|
3. экскурсии по музею
колледжа:
|
«История
Г-АПК»
|
сентябрь, неделя
первокурсника
|
руководитель музея
|
- Моя профессия – самая
лучшая (отделения);
|
октябрь
|
кл.рук., экскурсоводы
(к Дню Учителя.)
|
|
- «Преподаватели-участники
ВОВ»
|
февраль
|
Кл. руков 2 курсов
|
|
- Памяти Б. Головина;
|
15 марта
|
(1 курс ФО)
|
|
- для школьников школ города
и Республики
|
в течение года
|
профориентация
|
|
Связь с другими музеями
|
1. Школьные музеи г.
Горно-Алтайска (реклама)
|
ноябрь
|
совет музея
|
2. Посещение школьных и
музеев,
|
декабрь, март, май
|
руков. шк. музеев
|
|
3. Посещение музеев ДОУ
|
апрель
|
зав. ДОУ, студенты дошк.
отд.
|
|
4. Посещение музея им. А. В.
Анохина (с целью учёбы актива музея)
|
ноябрь
|
сотрудники Республиканского
музея
|
|
5. участие в конкурсе
«Лучший школьный музей»
|
по плану орг. комитета
|
Шатилова С. Н.
|
Участники проекта:
Руководитель
музея Г-АПК Шатилова С. Н.
Студенты 1, 2, 3, 4 курсов
дошкольного, школьного, школьно-алтайского, физкультурного отделений;
преподаватели Г-АПК.
Ожидаемые результаты.
Проект
служит:
- вовлечению в активную поисковую
(исследовательскую) деятельность студентов и преподавателей колледжа;
- сохранению исторического наследия
и использованию его в воспитании и формировании личности нового поколения студентов;
- повышению знаний истории,
прошлого народа, родного края, учебного заведения;
- пополнению и обновлению
экспозиций музея, развитию у студентов интереса к истории, исследованиям, к
научной деятельности, установление контакта с архивами, музеями, научными
центрами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий